settings_phone Обратный звонок
Сайт национального парка Самарская Лука
Режим работы:
парк открыт для посещения с 9.00 - 22.00 без выходных
place Сайт национального парка Самарская Лука
access_time Режим работы: парк открыт для посещения с 9.00 - 22.00 без выходных

Легенды Волжских подземелий

Легенды Волжских подземелий

...Монастырская и Попова горы образуют двухкилометровый створ, запирающий дельту Ширяевского оврага. От деда к отцу передавались рассказы о тайнах этих гор. В Монастырской горе существуют протяженные ходы. В них множество мумий. Некоторые сидят в нишах, другие лежат в каменных саркофагах. (Согласно Быличкам есть еще одна подобная гора – Монах-гора под Сызранью.) Говорят, что в престольные праздники бурлаки часто слышали из глубины горы (Монастырской) торжественный утренний и вечерний звон. "Стопами босых ног ощутили еле уловимые вздрагивания земли на площадке. (Речь идет об особой семейной молитвенной площадке.)

Одновременно из глубины горы донесся протяжный звенящий звук. Через мгновение звук повторился, как бы в отражении, потом оба звука стали повторяться, и перешли в перезвон. Завершили перезвон три сильных колокольных удара, которые раздались почти одновременно с ударами колокола в звоннице ширяевской церкви". Разве не напоминает это сообщение о "Воровском городище"? "А тут будто под землей звон раздался, словно благовест в большом соборе. Напугались батраки, бросили веревку с Мотей, да от колодца кинулись". Существует непроверенная информация, что в 1931 году Попову гору основательно взрывали, уничтожив там все имеющиеся подземные пустоты. Боролись с отшельниками, или... (Саровские подземелья известны со времен строительства монастыря. На глубине 10 метров от поверхности расположены три яруса. Основательно их замуровали в 50-х годах XX века, когда в бывшем монастыре обосновался один из центров по разработке атомного оружия. В настоящее время частично доступен лишь верхний ярус. "Инженер" №7, 98)


Встречи со старцами происходят и в наше время. Имеется рассказ, как один из "исследователей" поднялся осенью на одну из вершин Жигулевских гор". Все звуки замерли. И вдруг, где-то совсем рядом, раздался скрип. Кто-то как будто немного приоткрыл свою дверь. Я оглянулся и ничего вокруг не увидел. Да и какую дверь я мог на вершине увидеть. Но скрип раздался снова... Оглянувшись, увидел милого старичка, державшего в руках связку писем. Неподалеку от него, в отвесной скале, виднелась дубовая дверь на ржавых петлях...


– Возьми эти письма себе, – сказал повелительно старичок.
– Их написал мне когда-то мой гимназический друг, ставший потом отшельником... И, видя мою окаменелость, он вложил в мои руки довольно тяжелую связку.
– Можешь использовать эти письма, как будет угодно, – пояснил старичок и вошел в скалу. Я снова услышал скрип закрываемой двери, и все смолкло... Интересно отметить, что когда, желая снова увидеть старичка, я поднялся на эту гору, никакой скрипучей двери там не нашел. На ее месте, которое я отчетливо запомнил, скала шла гладким сплошняком. Но письма жигулевского отшельника, числом более сотни, перевязанные крест-накрест старой тесемкой, хранятся и поныне у меня. Я часто их читаю... Вот другой рассказ о "современных подземных старцах".


"Группа спелеологов пришла как-то на гору Верблюд. Вечером пошли собирать сучья для костра. Все вернулись, а одного нет. Кто-то видел – прибегал за лопатой, мол, щель нашел, кажется вход в пещеру. Над ним посмеялись – место-то тут хоженное-перехоженное, откуда ей тут быть. А парень как сквозь землю провалился. Пошли на поиски с фонарями. Стали кричать – вроде отозвался кто-то. Двинулись на голос. Пропавший стоит на тропе, видят он вроде не в себе. Когда отошёл немного, рассказал: "Заметил щель в скальной стене, спустился вниз и попал в темный подземный зал. Вдруг под сводами пещеры сияние. В этом сиянии возник старец и говорит: "Рано тебе сюда". И исчез. Перепуганный исследователь и не помнит, как оказался на поверхности". Спелеологи решили, что все это ему привиделось. (АиФ 14-99)

выдержки из книги Игоря Павловича и Олега Ратника
"Легенды Волжских подземелий: краеведческое исследование"
Самара: Издательство ООО "НТЦ", 2001. – 148 с.